| ||
Ракето-торпеда "Шквал" ВА-111. Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс "Шквал" с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ. Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам. При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания. Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова. Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива - гидрореагирующих металлов. Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова. Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М. Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны. При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления. Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов. Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова. На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты "Шквал" класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК. Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г. коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П. Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие. Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными. Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели. Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса - ПЛ - вода - ПЛ - затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед. Использование ракет "Шквал" существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.
Литература: |