Северный флот - потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона

 
 

Опубликовано: Объединение Bellona, Президент: Фредерик Хауге


Вступление

  1. Северный флот
  2. Атомные подводные лодки и надводные корабли
  3. Классификация АПЛ и надводных судов с ЯЭУ
  4. Суда технологического обслуживания
  5. Экологические аспекты пунктов базирования атомных кораблей
  6. Судоремонтные и судостроительные заводы
  7. Вывод из эксплуатации и утилизация атомных кораблей
  8. Обращение с отработанным ядерным топливом
  9. Катастрофы и аварии на атомных подводных лодках
  10. Приложение
  11. Ссылки

Атомные подводные лодки и надводные корабли

2.1 Строительство атомных подводных лодок и кораблей с ЯЭУ
2.1.1 Конструкторские бюро
2.1.2 Cудостроительные заводы
2.2 Развитие военного атомного флота
2.2.1 Первое поколение АПЛ
2.2.2 Второе поколение АПЛ
2.2.3 Третье поколение АПЛ
2.2.4 Четвертое поколение АПЛ
2.2.5 Подводные лодки с атомной энергетической установкой с ЖМТ
2.2.6 Несерийные подводные лодки
2.2.7 Экспериментальные атомные подводные лодки
2.2.8 Атомные надводные корабли
2.3 Ядерные энергетические установки
2.3.1 Первое поколение ЯЭУ
2.3.2 Второе поколение ЯЭУ
2.3.3 Третье поколение ЯЭУ
2.3.4 Четвертое поколение ЯЭУ
2.3.5 Атомные установки с жидкометаллическим теплоносителем
2.3.6 Атомные энергетические установки надводных кораблей
2.3.7 Ядерное топливо российских АПЛ
2.4 Потенциально ядерно- и радиационно-опасные работы, выполняемые на ЯЭУ
2.4.1 Система контроля над ядерно- и радиационно-опасными объектами
Ссылки

Атомные подводные лодки и надводные корабли

С 1955 по 1996 год в бывшем СССР построено около 250 атомных подводных лодок и 5 надводных кораблей.[1] Помимо этого, был сконструирован ядерный реактор (класса "Нюрка"), который предполагалось устанавливать на дизельные подводные лодки.[2] К Северному флоту приписано 2/3 всех атомных подводных лодок России, 1/3 приходится на Тихоокеанский флот. На Черноморском и Балтийском флотах атомные подводные лодки не базируются. К концу 80-х годов, по общему количеству атомных и дизельных подводных лодок, СССР превзошел подводные флоты всех государств, включая США.[3] Согласно условиям договоров СНВ-1 и СНВ-2 и в результате физического и морального старения, из боевого состава ВМФ России уже выведено 138 атомных подводных лодок. На сегодня в боевом составе Северного флота
находятся 67 атомных подводных лодок и два атомных крейсера.[4] В состав Тихоокеанского флота входят 42 атомные подводные лодки, один атомный крейсер и один атомный корабль связи.[5]

2.1 Строительство атомных подводных лодок и кораблей с ЯЭУ

2.1.1 Конструкторские бюро

Советские атомные подводные лодки создавались в трех основных конструкторских бюро. Первая АПЛ проектировалась в специальном конструкторском бюро No.143 (СКБ-143). Позднее СКБ-143, а также СКБ-193 и СКБ-16 были объединены в конструкторское бюро "Малахит" в г.С.-Петербурге. СКБ-143 занималось проектированием АПЛ проекта 627А (класса "Ноябрь"), проекта 627 (класса "Ноябрь" ЖМТ), проекта 671 (класса "Виктор"), проекта 705 (класса "Альфа"), проекта 971 (класса "Акула") и проекта 661 (класса "Папа").[6] СКБ-18 ("Рубин") в г.С.-Петербурге занималось разработкой АПЛ проектов - 658 (класса "Отель"), 675 (классов "Эхо-I-II"), 667 (классов "Янки" и "Дельта-I-IV"), 941 (класса "Тайфун"), 685 (класса "Майк"), а также новым проектом 885 (класса "Северодвинск"). СТБ-112 ("Лазурит") в г.Нижнем Новгороде проектировало атомные подводные лодки проектов 670 (класса "Чарли") и 645 (класса "Сиерра").[7]

Конструкторские бюроПроектКласс НАТО
"Малахит" (СКБ-143), С.-Петербург627 А
645
671
705
661
"Ноябрь"
ЖМТ
"Виктор"
"Альфа"
"Папа"
"Рубин" (СКБ-18), С.-Петербург658
675
667
667 Б
667 БД
667 БДР
667 БДРМ
941
685
885
"Отель"
"Эхо I-II"
"Янки"
"Дельта - I"
"Дельта - II"
"Дельта -III"
"Дельта - IV"
"Тайфун"
"Майк"
"Северодвинск"
"Лазурит" (СТБ-112), Нижний Новгород670
945
"Чарли I-II"
"Сиерра"

 

2.1.2 Cудостроительные заводы

Атомные подводные лодки строились на четырех судостроительных заводах.[8] Строительство первой АПЛ началось в 1955 г. на "Северном машиностроительном предприятии" (ПО "Севмаш", No.402) в г.Северодвинске. С 1957 года к строительству АПЛ приступает Амурский завод, No.199 (г.Комсомольск-на-Амуре), с достроечной базой в пгт.Большой Камень (недалеко от Владивостока). В 1960 г. атомные ПЛ начинают строить еще два завода: "Красное Сормово" (No.112, г.Нижний Новгород), и Ленинградское Адмиралтейское Объединение, No.194 и No.196 (ЛАО, г.Санкт-Петербург). Атомные надводные корабли строились на Балтийском заводе (No.189) в г.Санкт-Петербурге. Вплоть до 1992 года строилось и спускалось на воду от 5 до 10 АПЛ в год.[9]
В основном АПЛ строились в г.Северодвинске. Всего здесь было спущено на воду 125 атомных подводных лодок,[10] на Амурском заводе - 56 АПЛ, на ЛАО - 39 и на заводе "Красное Сормово" - 25.[11] Те АПЛ,
корпуса которых делали в Нижнем Новгороде, транспортировались с помощью специализированного дока по системе внутренних вод России (Волжские и Карельские каналы) в Белое море, где достраивались и
проходили испытания в г.Северодвинске.[12]
Начиная с 1992 года количество строящихся атомных подводных лодок сократилось до 1-2 в год. Сегодня строительством АПЛ занимается только"Северное машиностроительное предприятие" в г.Северодвинске.[13]

2.2 Развитие военного атомного флота

Постановление Советского Правительства о строительстве первой атомной подводной лодки было принято 21 декабря 1952 г.[14] К этому времени уже велись исследования в области создания атомной энергетической установки. Было завершено строительство первого водо-водяного реактора в г.Обнинске (Московская область), немного позже, создан реактор на жидко-металлическом теплоносителе. Оба реактора использовались для проведения исследований в области ядерной энергетики, а также служили тренажерами для подготовки экипажей АПЛ. На этих установках проходили обучение члены экипажей первых атомных подводных лодок.
Формирование экипажа для службы на первой атомной ПЛ началось в 1954 г. В 1955 г. была пущена первая атомная энергетическая установка и началось обучение экипажей для двух первых АПЛ - К-3 и К-5.
Формирование и обучение экипажей для АПЛ К-8, К-14 и К-19 началось в 1956 г. В этом же году был пущен прототип реактора с жидкометаллическим теплоносителем и началось обучение экипажа для АПЛ с ЖМТ К-27.[15]
Строительство первой советской атомной подводной лодки К-3 ("Ленинский Комсомол") пр. 627А (класса "Ноябрь") началось 24 сентября 1955 г. в г.Молотовске (сегодня г.Северодвинск). АПЛ была спущена на воду 9 августа 1957 г., первый пуск ядерной энергетической установки был дан 3-4 июля 1958 г.[16] Так как США еще 17 января 1954 г. приняли в состав флота первую атомную подводную лодку, постановлением Совета Министров СССР от 22.10.55 г. было предписано начать строительство атомных ПЛ, не дожидаясь
результатов испытаний головной К-3.[17] Принятые на вооружение в США и СССР атомные подводные лодки, оснащенные атомным оружием, могли подойти к берегам противника незамеченными. Это направление развития военной техники способствовало нарастанию гонки вооружения.

2.2.1 Первое поколение АПЛ

АПЛ первого поколения включали следующие проекты: пр.627А (класса "Ноябрь"), пр.658 (класса "Отель"), пр.659 (класса "Эхо-I") и пр.675 (класса "Эхо-II"). В период с 1955 по 1964 г. было построено 55 атомных подводных лодок первого поколения. Серия АПЛ класса "Ноябрь" насчитывала 13 единиц, класса "Отель" - 8 единиц, класса "Эхо-I" - 5 единиц и класса "Эхо-II" - 29 единиц. АПЛ пр.658 (класса "Отель", К-19) была первой стратегической атомной подводной лодкой, имея на борту 3 баллистические ракеты с ядерными боеголовками. АПЛ этого класса К-145 была через несколько лет переоборудована и могла взять на борт 6 баллистических ракет с ядерными боеголовками. АПЛ классов "Эхо-I"/"Эхо-II" могли нести 8 крылатых ракет. Часть АПЛ из этой серии были переоборудованы для других целей, в том числе для носителей сверх малых ПЛ.[18] В 1992 г. выведена из эксплуатации последняя лодка этой серии.[19]

2.2.2 Второе поколение АПЛ

В период с 1964 по 1974 г. Советский Союз построил 34 АПЛ пр.667А (класса "Янки"). Каждая АПЛ этой серии могла нести 16 баллистических ракет с дальностью стрельбы - 3000 км. Сроки проектирования и строительства были определены достаточно жесткие, что было вызвано необходимостью создания противовеса американским атомным ракетным подводным лодкам стратегического назначения типа "Джордж Вашингтон".[20] В связи с этим ленинградское машиностроительное бюро "Рубин" скопировало первые серийные стратегические АПЛ с "Вашингтонов". По этой причине советские АПЛ пр.667А классифицировались в натовских справочниках под именем "Янки".[21] Из 34 АПЛ этого проекта, 10 было приписано к Тихоокеанскому флоту и 24 - к Северному флоту. Сегодня АПЛ этого класса выводятся из
эксплуатации.
Начиная с 1972 года ПО "Севмаш" переходит на выпуск более совершенных стратегических АПЛ второго поколения пр.667Б ("Дельта-I"), имевших на борту 12 более мощных ракет с дальностью стрельбы 9000 км. На АПЛ этой серии было также установлено более совершенное навигационное и гидроаккустическое оборудование. С вводом в боевой состав АПЛ этого класса, несущих межконтинентальные ракеты, отпадала необходимость осуществлять патрулирование у берегов США. Запуск ракет можно было произвести, находясь у побережья Кольского полуострова или из под льда Арктического полюса. В дальнейшем были созданы новые АПЛ в рамках этой серии: пр.667БД ("Дельта-II"), пр.667БДР ("Дельта-III") и пр.667БДРМ ("Дельта-IV"), оснащенные 16 межконтинентальными ракетами каждая. Дальность стрельбы ракет этого класса позволяла поражать цели на территории США при запуске из пунктов базирования.[22] Необходимость создания подводных лодок этого класса была вызвана разработкой в США новых систем и средств обнаружения и слежения за советскими подводными лодками, в частности системы SOSUS, которая была развернута вдоль западного и восточного побережья США на противолодочных рубежах м.Норкап - о.Медвежий, Гренландия - Исландия - Фарерские острова - Великобритания, а также в Тихом океане.[23] С 1971 по 1992 г. было построено 43 АПЛ этой серии.
Ко второму поколению также относятся АПЛ проектов 670 ("Чарли-I-II")[24] и 671 ("Виктор-I-II-III"). Эти подводные лодки строились параллельно с АПЛ класса "Янки". Всего было построено 17 подводных лодок классов "Чарли-I"/"Чарли-II" и 48 подводных лодок классов "Виктор-I-III". Большинство АПЛ этих серий сегодня находятся в боевом составе. АПЛ класса "Чарли" имели на вооружении крылатые ракеты и предназначались для борьбы с ударными авианосными группировками и надводными кораблями противника. АПЛ класса "Виктор" являлись многоцелевыми ПЛ и предназначались для борьбы с подводными лодками противника.[25] Атомные подводные лодки этих классов были первыми в СССР, оборудованные одним водо-водяным реактором.
На сегодняшний день лодки второго поколения поэтапно выводятся из эксплуатации[26], уступая место АПЛ третьего и четвертого поколений.

2.2.3 Третье поколение АПЛ

Строительство первой серии АПЛ третьего поколения пр.941 (класса "Тайфун") началось в 1977 г.[27] Первая АПЛ этого класса вошла в боевой состав в 1981 г. К 1989 г. было построено 6 АПЛ класса "Тайфун" - самых больших атомных подводных лодок в мире, способных нести 200 ракет с ядерными боеголовками. Идея создания таких мощных атомных подводных лодок заключалась в возможности получения превосходства сил на случай развертывания ядерной войны. Седьмая лодка этого класса, строительство которой осуществлялось в г.Северодвинске, была разобрана на стапеле.[28] Причиной этому, очевидно, послужила новая политическая обстановка в Советском Союзе, сложившеяся к концу 80-х г.г.
В отличие от лодок второго поколения, на кораблях третьего поколения используется более безопасная и совершенная атомная энергетическая установка, совершенствуются системы электроники и радиотехнического вооружения, понижается шумность подводных лодок. В 1980 г. в боевой состав Северного флота входит первая АПЛ пр.949 (класса "Оскар-I"), оснащенная крылатыми ракетами типа "Гранит" для борьбы с авианосными группировками противника.[29] Строительства АПЛ пр.949А (класса "Оскар-II") началось несколькими годами позже. Четыре многоцелевые АПЛ пр.945 (класса "Сиерра") вошли в боевой состав флота в период между 1984 и 1993 г. Корпус этих АПЛ был сделан из титановых сплавов.[30] С 1982 года начинается строительство усовершенствованной версии АПЛ класса "Сиерра" - атомных подводных лодок пр.971 (класса "Акула"). Эти лодки самые современные среди АПЛ российского ВМФ, имеющие повышенную скрытность за счет увеличения глубины погружения и снижения уровня шумности. Некоторые АПЛ класса "Акула", построенные в середине 80-х г.г., позднее были усовершенствованы с целью уменьшения уровня шумности.[31] Последние АПЛ этого класса имеют уровень шумности меньший, чем те, что были введены в эксплуатацию в 1990 г. Эти подводные лодки классифицируются как "Акула-II" и в длину превосходят АПЛ класса "Акула-I" на 4 метра. В настоящее время продолжается строительство только двух проектов АПЛ третьего поколения - пр.949 и 971 (классов "Оскар" и "Акула").[32]

2.2.4 Четвертое поколение АПЛ

В конце декабря 1993 г. началось строительство АПЛ четвертого поколения класса "Северодвинск", пр.885.[33] АПЛ была спущена на воду в 1995 г. и, предполагается, что будет передана ВМФ в 1998 г.[34] Уровень шумности атомной подводной лодки этого класса будет ниже, чем у АПЛ пр.971 класса "Акула" - самой совершенной на сегодня атомной ПЛ в мире.[35] В настоящее время строится 3 АПЛ класса "Северодвинск" и планируется начать строительство еще 4-х единиц.[36] Помимо этого, в стадии проектирования находится модернизированный вариант проекта 885 - "Северодвинск-I". Строительство этой АПЛ планируется начать на предприятии "Севмаш" в 2002-2004 г. и завершить к 2006-2008 г.[37] Эти АПЛ возможно смогут нести баллистические и крылатые ракеты с несколькими ядерными боеголовками.[38]
В стадии разработки находится новое поколение атомных подводных лодок, которые могут заменить стратегические АПЛ проекта 667БДРМ (класса "Дельта-IV") и проекта 941 (класса "Тайфун").
Предполагается, что эти АПЛ (проект 935) будут в два раза меньше атомных ПЛ класса "Тайфун", тем не менее, смогут нести 20 баллистических ракет.[39] Точные данные о начале строительства этого класса АПЛ, которые могут стать пятым поколением атомных подводных лодок, отсутствуют.[40] При условии, что решение об их строительстве будет принято, первая АПЛ войдет в боевой состав не раньше 2015 года.[41]

2.2.5 Подводные лодки с атомной энергетической установкой с ЖМТ

Следом за первым атомоходом пр.627А ("Ноябрь") начали готовить строительство АПЛ 645-го проекта (К-27). В ее реакторах теплоносителем являлся сплав свинца и висмута. Проектированием лодки пр.645 занималось СКБ-143, которое создало АПЛ проекта 627А (класса "Ноябрь"). В связи с сокращением сроков строительства, архитектуру и основные элементы для пр.645 взяли один к одному с "Ноября".[42] Строилась эта АПЛ в г.Северодвинске.
Атомная установка 645-го проекта имела принципиально новые ядерные реакторы с жидко-металлическим теплоносителем. Новой паропроизводящей установке в режимах пуска и расхолаживания требовалось значительно меньше электроэнергии, и поэтому емкости аккумуляторной батареи здесь были почти на четверть меньше, чем на атомоходах проекта 627А. На новой лодке впервые устанавливались автономные турбогенераторы, которые повысили надежность и живучесть всей корабельной энергетики в целом.[43] После ядерной аварии в 1968 г. лодка выведена из эксплуатации. В 1981 г. АПЛ затоплена на глубине 50 м у берегов Новой Земли.[44]
АПЛ пр.645 дала возможность создать серию из 7-ми скоростных ПЛА проектов 705 и 705К ("Альфа"). Эти лодки были полуавтоматами[45], экипаж в основном состоял из офицерского состава, впервые применялась силовая сеть с частотой 400 Гц, что позволило значительно снизить габариты оборудования при одинаковой
энергоемкости.[46] Лодки строились в Северодвинске на ПО "Севмаш" и в Ленинграде на ЛАО. Головная лодка (К-377) после опытной эксплуатации была разрезана. Энергоустановка (кормовая часть) осталась в Северодвинске на заводе "Звездочка", а носовая часть была отбуксирована по внутренним водным путям в г.Ленинград.[47] По состоянию на сегодняшний день все они выслужили свой срок и выведены из боевого состава, кроме К-123.[48]

2.2.6 Несерийные подводные лодки

За всю историю строительства АПЛ было создано 5 несерийных или экспериментальных кораблей. Это подводные лодки пр.645 (К-27, "Ноябрь" ЖМТ)[49], пр.661 (К-222 (162), "Папа"), пр.685 (К-278, "Комсомолец"), пр.1910 (класса "Юниформ") и пр.1851 (класса "Экс-рей").[50]
Через год после вступления в состав ВМФ первой АПЛ (К-3) в декабре 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок".[51]
На этой основе была финансирована и построена единственная в мире АПЛ пр.661 (К-222 (162), главный конструктор Н.Н. Исанин), подводная скорость которой до сих пор является мировым достижением (44,7 узлов),[52] а промышленность СССР создала новую отрасль - технологию использования титановых сплавов.[53] Позднее были построены серийные АПЛ с титановыми прочными корпусами. Это АПЛ проектов No.945 ("Сиерра")[54], No.705 ("Альфа")[55], а также "Комсомолец".[56] Основные преимущества титановых АПЛ заключались в их способности погружаться на глубину, недоступную стальным атомным подводным лодкам, и развивать большую скорость. Сегодня производство титановых АПЛ прекращено.[57]
Подводная лодка "Комсомолец", затонувшая у побережья Норвегии в апреле 1989 г., имела возможность применять оружие (торпеды) на глубине около 1000 метров.[58] Это была самая глубоководная АПЛ в мире, установившая рекорд погружения - 1022 м.
Была также создана ядерная установка, предназначенная для использования на дизельных подводных лодках, класса "Нюрка". Эта установка находится в Ара-губе. Информация об ее использовании отсутствует. Классы дизельных ПЛ (на Северном флоте базируются ПЛ трех классов - пр.887 "Кило", пр.940 "Индия", пр.641Б "Танго"),[59] на которых возможна установка "Нюрки", также неизвестны.[60]

2.2.7 Экспериментальные атомные подводные лодки

Было создано три класса экспериментальных атомных сверх малых ПЛ - одна пр.10831, одна пр.1851 (класса "Экс-рей"), три пр.1910 (класса "Юниформ"). Все АПЛ базируются на Северном флоте и оборудованы одной ядерной установкой типа ВВЭР.[61] Эти АПЛ не несут ядерных боезарядов и, вероятно, используются для исследовательских или разведывательных целей.[62]

2.2.8 Атомные надводные корабли

За период с 1974 г. по настоящее время на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге было построено 4 атомных крейсера проекта No.1144 ("Адмирал Нахимов", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Ушаков", "Петр Великий" и один атомный корабль связи проекта No.1941 (ССВ-33 "Урал").[63] "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Нахимов" базируются на Северном флоте, "Адмирал Лазарев" и "Урал" - на Тихоокеанском.[64]
Строительство атомного крейсера "Петр Великий" планируется завершить в 1996 г. Техническая готовность крейсера на сегодня составляет 97%, начались швартовые испытания вспомогательной энергетической установки. После завершения строительства крейсер будет переведен на Северный флот.[65]
Главной проблемой для надводных атомных кораблей является отсутствие инфраструктуры для их базирования, в результате чего был досрочно выработан моторесурс главной и вспомогательной энергетических установок, корабли утратили свою боеспособность и практически никак не используются.[66] Второй проблемой является перезарядка активных зон реакторов этих кораблей, поскольку военные не располагают базой для перегрузки ядерного топлива на надводных кораблях.[67]


2.3 Ядерные энергетические установки

Ядерные энергетические установки АПЛ также делятся на четыре поколения. Помимо этого, были созданы опытные ядерные установки - пр.645 ЖМТ (класса "Ноябрь"), а также реакторы экспериментальных АПЛ
проектов 10831, 1851 (класса "Экс-рей") и 1910 (класса "Юниформ"). В основном на АПЛ установлены модификации атомных установок с реакторами типа ВВЭР.
Отличие ядерных установок атомных станций от ЯЭУ атомных ПЛ главным образом состоит в том, что при меньших размерах на ядерных установках АПЛ достигается относительно большая выходная мощность.
ОбогащениеядерноготопливаАЭС по урану-235 не превышает 4-х процентов, в то время как уровень обогащения урана-235 в топливе АПЛ может достигать 90 процентов.[68] Такой высокий уровень обогащения
топлива АПЛ позволяет производить его замену гораздо реже, чем это делается на АЭС.
Тепловая мощность реакторов российских АПЛ варьируется от 10 МВт на небольших ядерных установках, используемых на АПЛ пр.1910 (класса "Юниформ") до 200 МВт в реакторах, установленных на новой АПЛ пр.885 (класса "Северодвинск"). Тепловая мощность ядерных установок атомного крейсера пр.1144 (класса "Киров") составляет 300 МВт.
Ниже дается характеристика конструктивных недостатков ядерных энергетических установок, которые привели к авариям и инцидентам на атомных подводных лодках. Описание аварий и инцидентов приводится в главе 8 этого доклада.

2.3.1 Первое поколение ЯЭУ

Созданием атомных кораблей занимались многие конструкторские бюро, заводы и предприятия бывшего Советского Союза.
В 1952 году начались работы по созданию первой атомной подводной лодки.[69] Необходимо было решить ряд новых инженерно-конструкторских задач. В первую очередь - создание энергетического блока атомного корабля, т.е. создание реакторной установки, систем и механизмов, обеспечивающих ее работу.
Научным руководителем разработок был назначен академик А.П.Александров, главным конструктором по энергетике - академик Н.А.Доллежаль.
Для АПЛ был выбран водо-водяной реактор, аналогов которому в стране не существовало (работы над реактором такого типа для АЭС начались только в 1955 году).[70]
При разработке водо-водяных реакторов возник ряд новых важных вопросов, которые для уран-графитовых реакторов были мало существенными. В первую очередь это касалось:

- оптимизации тепловой схемы ЯР и поиска параметров;
- схемы регулирования нейтронных процессов в ЯР;
- методов нейтронно-физического расчета водо-водяных ЯР;
- проблем глубокого выгорания ядерного топлива и накопления осколков
- деления U-235;
- создания теплотехнической модели атомной установки;
- разработки схемы автоматического управления атомной установкой.[71]

В результате была создана малогабаритная, высоконапряженная и высокоманевренная ЯЭУ, удовлетворяющая требованиям подводной лодки. В последующем на основе этой атомной установки было создано 4 поколения атомных установок и ряд их модификаций.[72]
Создание транспортной атомной установки, для того времени, было огромным техническим прогрессом. Однако, с точки зрения ядерной и радиационной безопасности ЯЭУ имела ряд серьезных недостатков, которые и стали причиной множества аварий и поломок.
За весь период эксплуатации атомных установок первого поколения произошло пять ядерных аварии с водо-водяными реакторами (К-19 - 1961 г., К-11 - 1965 г., К-222 - 1980 г., К-431 - 1985 г. и К-192 - 1989 г.). Кроме этого, имели место аварийные происшествия с атомными установками, в результате которых ухудшалась радиационная обстановка в отсеках подводной лодки.[73]
Основные недостатки атомных установок первого поколения с точки зрения их ядерной и радиационной безопасности:[74]

  • Большая пространственная распределенность и большой объем первого контура, наличие трубопроводов большого диаметра, соединяющих основное оборудование, т.е. реактор, парогенераторы, насосы, теплообменники, компенсаторы объема и др. Это создает серьезные проблемы в организации защиты при аварийной разгерметизации первого контура (см. авария на АПЛ К-192), а также при разрыве многочисленных импульсных трубок, соединяющих первый контур с контрольно-измерительными приборами (авария на К-19).
  • Невысокая надежность оборудования и большие его массово-габаритные характеристики с одной стороны (особенно электрооборудования, т.к. использовался постоянный ток), при высоких технологических и эксплуатационных параметрах с другой (температура первого контура 300 °С, давление первого контура около 200 атм., температура пара около 250 °С и т.д.).
  • Практически отсутствие автоматизации процесса управления атомной установкой, низкая надежность и недостоверность показаний контрольно-измерительных приборов (см. авария на К-27, К-222), а также систем управления и защиты ядерного реактора (см. авария на К-11).
  • Недостаточная прочность третьего барьера безопасности (аппаратной выгородки, парогенераторной выгородки, насосной выгородки, выгородки СУЗ). Впоследствии было подсчитано, что при разрыве первого контура указанные выгородки теряют герметичность, в результате чего происходит загрязнение отсеков (авария на К-192).[75]
  • Недостаточно надежная система контроля за ядерными процессами, происходящими в реакторе. Пусковая аппаратура позволяла контролировать ядерные процессы в реакторе во время пуска только
    при выходе на его минимально контролируемый уровень мощности. До этого уровня пуск ядерного реактора осуществлялся в слепую по специальной программе, рассчитанной оператором, которая могла быть ошибочной.[76]
  • Малое пусковое положение компенсирующих решеток, что в совокупности с несовершенным перегрузочным оборудованием и халатностью личного состава привело к аварии на АПЛ К-431 в п. Чажма и К-222 в г.Северодвинске.[77]

Можно перечислить еще целый ряд недостатков атомных установок первого поколения, однако, на сегодняшнюю экологическую ситуацию эти недостатки и проблемы не могут оказать какого-либо влияния[78], т.к. наличие последнего (четвертого) барьера безопасности в виде прочного корпуса подводной лодки надежно предотвращает выход радионуклидов в окружающую среду.
В настоящее время, все подводные лодки первого поколения выведены в отстой с целью их дальнейшей утилизации.[79] В дальнейшем, экологические проблемы этих кораблей будут связаны только с выгрузкой ядерного топлива из реактора, дезактивацией оборудования реакторного отсека, захоронением радиоактивного оборудования этих кораблей.[80] На решение этих проблем потребуется не один год.
Следует отметить, что эксплуатацию ЯЭУ первого поколения, особенно в первые годы, осуществлял личный состав, который отличался своей самоотверженностью, однако не обладающий (возможно не по своей вине)
тем, что в современных документах называется "культурой эксплуатации и безопасности" (см. авария на ПЛ К-19).[81]
В последние годы на подводных лодках первого поколения служили и служат те офицеры и мичмана (за редким исключением), которые по своим различным качествам не достойны служить на новых кораблях,[82]
что тоже не повышает безопасность эксплуатации этих подводных лодок.

2.3.2 Второе поколение ЯЭУ

Как отмечалось выше, в 60-е годы были спроектированы, заложены и строились лодки второго поколения проектов 667, 670 и 671. Это самая большая серия подводных лодок, строительство которой прекратили в
1990 году. Первая подводная лодка второго поколения пришла на Северный флот во второй половине 1967 года.[83]
Атомная паропроизводящая установка второго поколения создавалась на опыте эксплуатации первого поколения и с учетом ее недостатков. В период ее создания в России (бывшем СССР) концепция безопасности атомных установок находилась на первом этапе своего развития. Мир еще не знал об авариях на АЭС Три-Майл-Айлэнд (1978 г.) и Чернобыльской АЭС (1986 г.). Предполагалось, что за счет обеспечения
высокого качества трубопроводов, оборудования и других компонентов ЯЭУ можно будет избежать серьезных аварий. Исходя из этого для ЯЭУ первого и второго поколений в качестве максимальной проектной аварии рассматривалась течь теплоносителя конечного размера, поэтому жестких требований к системам локализации аварий не предъявлялось.
Также не предусматривались возможности расхолаживания атомной установки в условиях полного обесточения подводной лодки.[84]
Исходя из опыта эксплуатации первого поколения, где главные "неприятности" приносили течи воды первого контура во второй (в основном через парогенераторы) и течи наружу (в насосные аппаратные и парогенераторные выгородки), для второго поколения была изменена компоновочная схема атомной установки. Она оставалась петлевой, однако были существенно сокращены пространственная распределенность и объемы первого контура. Применена схема труба в трубе и схемы навешанных насосов первого контура на парогенераторы. Сокращенно количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основное оборудование (фильтр 1 контура, компенсаторы объема и т.д.).
Практически все трубопроводы первого контура (малого и большого диаметра) были размещены в необитаемых помещениях под биологической защитой. Существенно изменились системы контрольно-измерительных приборов и автоматики атомной установки. Увеличилось количество дистанционно-управляемой арматуры (клапанов, задвижек, заслонок и т.д.). Подводные лодки второго поколения перешли на источники переменного тока. Турбогенераторы (основные источники электроэнергии) стали автономными.[85]
Однако, вопросы ядерной и радиационной безопасности до конца решены не были и об этом свидетельствуют имевшие место аварии. За период с 1967 по настоящее время произошло три ядерных аварии на АПЛ с водо-водяным ЯР (АПЛ К-140 - 1968 г., АПЛ К-320 - 1970 г., АПЛ К-314 - 1983 г.), а также аварийные происшествия с атомными установками.[86]
Основным недостатком ЯЭУ второго поколения с точки зрения ядерной и радиационной опасности являлась ненадежность основного оборудования (активных зон, парогенераторов, систем автоматики). В результате чего, аварийные происшествия и поломки были связаны в основном с разгерметизацией оболочек ТВЭЛов, с течами воды первого контура во второй через парогенераторы, а также с выходом из строя систем автоматики или с возможностью ее работы в таком режиме, когда происходил несанкционированный пуск ядерного реактора (авария на К-140). Остались нерешенные проблемы ядерной безопасности, связанные с:

  • аварийным расхолаживанием ЯР при полном обесточении корабля;
  • контролем за ядерными процессами в реакторе, когда он находится в подкритическом состоянии (за исключением некоторых заказов, где в ремонте или при строительстве была установлена импульсная пусковая аппаратура);
  • предотвращением полного осушения активной зоны при разрыве первого контура.[87]

К концу 70-х г.г. разрабатываются правила безопасности при эксплуатации атомных энергетических установок. При их создании принимался во внимание опыт, накопленный в других странах, в частности, рекомендации МАГАТЭ.

2.3.3 Третье поколение ЯЭУ

Проектирование ЯЭУ третьего поколения осуществлялось с начала 70-х годов. Этот период в развитии ядерной энергетики характеризуется формированием нового подхода к атомным установкам, как к объекту
повышенной опасности. Была разработана концепция по созданию систем безопасности, включая системы аварийного расхолаживания (охлаждения) и локализации аварии. Эти системы рассчитывались на максимальную проектную аварию, в качестве которой принимался мгновенный разрыв трубопровода теплоносителя на участке максимального диаметра.[88]
Для кораблей третьего поколения была применена блочная схема компоновки. С точки зрения безопасности она позволила решить ряд важных задач. В первую очередь такая схема позволила иметь режим естественной циркуляции по первому контуру на достаточно высоких уровнях мощности реактора, что важно для организации теплоносителя с активной зоны при полном или частичном обесточении корабля. Эта компоновка практически заменила трубопроводы первого контура на короткие трубы большого диаметра (патрубки), соединяющие основное оборудование (реактор, парогенератор, насосы).[89]
Атомные установки оборудуются системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в работу при исчезновении электропитания.
Существенно изменилась система управления и защиты реактора.
Импульсная пусковая аппаратура позволяет контролировать состояние реактора на любом уровне мощности в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм "самохода",
который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное "глушение" реактора, даже при опрокидывании корабля. Также установлен дополнительный ряд других технических новшеств, повышающих безопасность эксплуатации.[90]
Блочная компоновка ЯЭУ позволила уменьшить габариты, увеличив при этом ее мощность и другие эксплуатационные параметры.
Главными проблемами на ЯЭУ третьего поколения с точки зрения безопасности являются проблемы надежности основного оборудования. В первую очередь активных зон, блоков очистки и расхолаживания.
Проблемы с надежностью основного оборудования связаны в основном с высокой цикличностью процессов, происходящих в атомной установке при ее эксплуатации. Было учтено, что при блочной компоновке патрубки[91] и многие элементы основного оборудования по качеству и надежности должны в полной мере соответствовать корпусу реактора.
Для этого оборудования было необходимо соблюсти принцип "течь перед разрушением".[92]

2.3.4 Четвертое поколение ЯЭУ

Четвертого поколения атомных подводных лодок в эксплуатации пока нет. Строительство подводной лодки 885 проекта на ПО "Севмаш" предполагается завершить в 1998 году.[93]
Атомная установка четвертого поколения представляет собой моноблок (или интегральную схему компоновки). Очевидным преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме (в корпусе моноблока) и отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Эта установка создавалась с учетом всех современных требований ядерной безопасности. В связи с тем, что затруднен доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, подобная схема компоновки предполагает использование высоконадежного оборудования.[94]

2.3.5 Атомные установки с жидкометаллическим теплоносителем

В особую категорию атомных установок следует выделить атомные установки с жидкометаллическим теплоносителем (ЯЭУ ЖМТ). Первая из них К-27, на которой произошла ядерная авария. Причиной ее было
засорение технологических каналов продуктами окисления сплава, в результате чего произошел пережег активной зоны.[95]
Серия подводных лодок проекта 705 (класса "Альфа") создана по инициативе бывшего главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза Г.Горшкова. Первая подводная лодка (командир - капитан 1-го ранга Пушкин Александр Сергеевич) после завершения строительства во время заводских испытаний и непродолжительной опытной эксплуатации показала низкую надежность и в результате ряда крупных поломок была разрезана. Реактор с невыгруженной активной зоной, залитой фурфуролом и битумом находится на заводе "Звездочка" в г.Северодвинске.[96] Остальные шесть кораблей этой серии эксплуатировались в течение 10 лет. За это время корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.[97]
Ядерный реактор на промежуточных нейтронах с теплоносителем свинец-висмут разрабатывался в ОКБ "Гидропресс" и ОКБМ.[98] Главным достоинством этой ЯЭУ является ее динамичность. Основная силовая сеть была создана на частоте 400 Гц, что позволило практически вдвое сократить массо-габаритные показатели оборудования, однако в то же время эксплуатация этого оборудования усложнилась.[99]
Освоение кораблей с ЯЭУ на ЖМТ было трудным. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли класса "Альфа", был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли, а также к пирсам поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. ЯР работали на минимально контролируемом уровне мощности.[100]
Сложность эксплуатации создавала еще и высокая автоматизация этих кораблей. Все отсеки (за исключением двух) были необитаемы. Операции по управлению системами и оборудованием выполнялись с пультов, размещенных в центральном посту. Несмотря на то, что на подводных лодках с ЯР на ЖМТ имели место две ядерные аварии, эти реакторные установки считаются более безопасными, чем ЯЭУ с водой под давлением (водо-водяные реакторы).
Безопасность определяется следующими свойствами реакторов на ЖМТ:

  • высокой температурой кипения теплоносителя (1679 °C) при низком давлении в первом контуре, что исключает переопрессовку 1-го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу;
  • быстрым затвердеванием сплава при разгерметизации (температура плавления сплава около 125 °С), благодаря чему исключается возможность тяжелой аварии с потерей теплоносителя;
  • небольшой долгоживущей наведенной альфа-активностью собственно теплоносителя;
  • отсутствием выхода аэрозолей Ро[210, однако при этом существует нейтронное излучение радиоактивного Ро[210] (период полураспада - 138 суток);
  • способностью ЖМТпри повреждении оболочек ТВЭЛов и разгерметизации 1-го контура удерживать значительную активность радиоактивного йода, представляющего основную радиационную опасность для обслуживающего персонала;
  • небольшим запасом реактивности, исключающим в энергетических режимах неконтролируемый разгон ЯР на мгновенных нейтронах, а также способностью ЯР самопроизвольно уменьшать мощность в аварийных ситуациях;
  • градиент давления между контурами ЭУ направлен от второго контура к первому, что позволяет предотвратить выход радиоактивного теплоносителя за пределы контура.[101]

Эти и другие аргументы говорят о перспективности этого направления.
В настоящий момент конструкторы ЯЭУ решили проблему "замораживания" и "размораживания" сплава в установке, однако корабли с ЖМТ установкой в настоящее время не строятся, а в эксплуатации остался один корабль (К-123, базирующийся в Западной Лице), пришедший с заводского ремонта.[102]

2.3.6 Атомные энергетические установки надводных кораблей

Атомная установка для надводных кораблей КН-3 (активная зона типа ВМ-16) создавалась на опыте строительства и эксплуатации ЯЭУ ледоколов. По своей конструкции она практически ничем не отличается от атомной установки типа ОК-900 ледоколов класса "Россия".
Недостатки в конструкции этих установок с точки зрения безопасности такие же как и для АПЛ третьего поколения.[103]
Атомные надводные корабли в настоящее время имеют не меньше проблем, чем атомные подводные лодки. В основном это обусловлено тем, что при создании атомных надводных кораблей не был решен вопрос о создании комплекса для их базирования. В результате чего атомные установки АНК "Нахимов" и "Ушаков" длительное время не выводились из действия, т.к. базовые комплексы не могли обеспечить корабли необходимым электропитанием, паром и т.д. Ресурс оборудования был выработан очень быстро, средств для ремонта не выделялось и корабли были выведены из эксплуатации.[104]
Для этих кораблей не решена проблема перезарядки ядерных реакторов.[105] Предполагалось, что эту операцию будут проводить на заводе "Севморпуть", но предприятие не располагало необходимым
оборудованием. Позднее было принято решение о перегрузке топлива в г.Северодвинске, но глубина залива не позволяет войти кораблю в акваторию заводов. Ожидается, что АНК "Петр Великий", который сегодня проходит швартовые испытания, будет последним из этой серии атомных кораблей. В 1996 году "Петр Великий" будет введен в эксплуатацию и приписан к Северному флоту.[106]

2.3.7 Ядерное топливо российских АПЛ

Топливные сборки для атомных подводных лодок с водо-водяными реакторами изготовлялись на машиностроительном заводе в г.Электросталь (Московская область). Топливные сборки для АПЛ класса "Альфа" и единственной в своем роде АПЛ класса "Ноябрь" (К-27), в реакторах которых в качестве теплоносителя использовался жидкий металл, производила Ульбинская металлургическая фабрика в г.Усть-Каменогорске.[107]
Активная зона реактора российской АПЛ состоит из 248-252 ядерных сборок в зависимости от типа реактора. Большинство российских АПЛ имеют два реактора. Каждая ядерная сборка состоит из нескольких десятков топливных элементов. Оболочки топливных сборок изготовляются из стали или циркония,[108] хотя процент цирконевых топливных сборок небольшой.
Обогащение топлива водо-водяных реакторов по урану-235 составляет 21% для лодок первого и второго поколений и 43-45% для АПЛ третьего поколения.[109] Ядерные сборки, похищенные в 1993 г. из губы Андреевой, имели обогащение 36% и использовались в реакторах АПЛ третьего поколения.[110] Ядерные сборки, украденные в том же году из хранилища в Росте (г.Мурманск), предназначались для АПЛ класса "Виктор-III" и имели обогащение - 28%.[111] Некоторые типы водо-водяных реакторов имеют большее обогащение. К примеру, надводное судно связи пр.1941 (класса "Капуста"), базирующееся на Тихоокеанском флоте, имеет обогащение топлива по урану-235 до 55-90%. Обогащение топлива в реакторах с жидко-металлическим теплоносителем (ЖМТ) может достигать 90%.[112]
Отработанное ядерное топливо, выгруженное из АПЛ с реакторами с ЖМТ (класса "Альфа"), помещено в специализированные хранилища Гремихи. Более того, две АПЛ с ЖМТ класса "Альфа" с невыгруженным топливом находятся в Западной Лице, и один реакторный отсек, содержащий топливо, хранится на острове Ягры в г.Северодвинске.
Активные зоны АПЛ третьего поколения состоят из топливных сборок с разным уровнем обогащения. Обогащение ядерных сборок в центре активной зоны лодок этого поколения составляет 21% по урану-235, обогащение тех, что находятся во внешней части зоны, доходит до 45%.
Количество урана-235 в активных зонах АПЛ третьего поколения составляет 115 кг, второго поколения - 70 кг (при суммарном количестве урана - 350 кг).[113] Активная зона АПЛ первого поколения содержала 50 кг урана-235 (при суммарном количестве урана - 250 кг).
Согласно существующим оценкам, такое количество урана содержится в реакторах с невыгруженными активными зонами, затопленных в Карском море.[114]

2.4 Потенциально ядерно- и радиационно-опасные работы, выполняемые на ЯЭУ

На всех типах ЯЭУ выполняется ряд операций, которые классифицируются как радиационно- и ядерно-опасные. К ним относятся работы, которые с наибольшей вероятностью могут привести к возникновению ядерной или радиационной аварии. Перечень потенциально ядерно- и радиационно-опасных работ определен руководящими документами по ядерной и радиационной безопасности.[116] Ядерная авария характеризуется совокупностью следующих критериев:

  • возникновение и развитие неуправляемой цепной реакции деления;
  • нарушение теплоотвода от активной зоны ЯР.


Как результат этих событий, должно произойти переоблучение персонала или повреждение элементов ядерного реактора в такой степени, что эксплуатация его невозможна. Мероприятия (технические и организационные), которые должны выполнятся при проведении потенциально опасных работ, разрабатывает, как прaвило, проектант ЯЭУ. Контроль за выполнением этих мероприятий возложен на органы контроля за ядерной и радиационной безопасностью.[117]
В основной перечень потенциально ядерно-опасных работ, выполняемых во время эксплуатации ЯЭУ, входят работы по вводу (выводу) ЯЭУ из действия, регламентные работы с ЯЭУ (гидравлические испытания
первого контура, отбор проб воды первого контура и газа, функциональные и комплексные системы управления и защиты и некоторые другие).[118]
Как показывает опыт эксплуатации, одной из наиболее опасных работ является операция No.1 (выгрузка/загрузка ядерного топлива в реактор и сопутствующие работы, выполняемые при этом).[119]
Причины тому следующие:

  • операция No.1, как правило, происходит в густонаселенных местах (судоремонтных заводах);
  • в этом процессе участвует большое количество персонала (как военных, так и гражданских);
  • при перезарядке выполняется около 50 различного рода технологических операций, 25% из которых являются потенциально ядерно- и радиационно-опасными.[120]
    Наиболее опасными из них в ядерном и радиационном отношениях
    являются:
  • демонтаж (монтаж) исполнительных механизмов систем управления и защиты;
  • демонтаж (монтаж) крышки ЯР;
  • выгрузка (загрузка) активной зоны;
  • заполнение первого контура теплосистем и его гидравлические испытания;
  • подключение, проверка и настройка системы управления и защиты;
  • проверка перемещения компенсирующих органов;
  • физический пуск ЯР, нейтронно- физические и теплотехнические измерения и проверки.

Все указанные операции выполняет персонал судоремонтных заводов и плавмастерских перезарядки (суда проектов 326М и 2020).[121] Физический пуск ЯР осуществляет персонал физлаборатории, который проходит обучение в РКНЦ им.Курчатова.
Самой опасной технологической операцией является демонтаж крышки реактора. Как показал опыт (авария в п.Чажма) при этом может возникнуть ядерная авария со значительным выходом радиоактивных веществ в окружающую среду. При этом возникает сложная радиационная обстановка на больших территориях с высокими дозовыми нагрузками по внешнему и внутреннему облучению.[122]
В настоящей момент разработана технология более безопасной, "сухой", выгрузки отработанного ядерного топлива из реактора. Перед подрывом крышки, реактор осушается от теплоносителя (воды высокой чистоты),
который одновременно является замедлителем нейтронов. Таким образом, создаются условия, при которых цепную реакцию деления организовать в реакторе невозможно. Одновременно, у этой технологии есть и свои недостатки. Вода является защитой от нейтронного излучения, и при ее откачке резко повышается уровень радиационного излучения от активной зоны, что приводит к необходимости принятия дополнительных мер для предотвращения переоблучения персонала, выполняющего перезарядку. В связи с этим, "сухую" технологию, как правило, применяют только для кораблей, простоявших несколько лет в отстое и подлежащих утилизации.[123]
Большой объем ядерно- и радиационно-опасных работ выполняется при строительстве атомных подводных лодок, их ремонте и модернизации.[124]
При строительстве АПЛ основными мероприятиями, определяющими ядерный и радиационный риск являются:

  • сборка активных зон ядерных реакторов на стенде комплектации;
  • монтаж и наладка систем управления и защиты ядерного реактора;
  • гидравлическиеиспытания первого контура и реактора;
  • физический пуск ядерного реактора, швартовые и ходовые испытания.[125]
    К комплексу радиационно-опасных работ относятся:
  • сбор РАО в местах образования;
  • первичная переработка РАО (прессование, сжигание, сортировка);
  • временное хранение и транспортировка РАО;
  • дезактивация загрязненного оборудования и очистка загрязненного воздуха.[126]


Ядерный и радиационный риск при проведении ремонта, модернизации и утилизации атомных подводных лодок значительно выше по сравнению с их строительством и эксплуатацией. Это объясняется тем, что в 2-2,5 раза возрастает количество ядерно- и радиационно-опасных операций, а также в 4-5 раз увеличивается объем образующихся РАО. При этом извлекается высоко -активное отработанное ОЯТ и оборудование с высокой наведенной радиоактивностью.
При проведении работ с высоко-активным отработанным ядерным топливом (хранение, перегрузка, транспортировка и др.) могут возникнуть как ядерные, так и радиационные аварии, связанные с образованием локальных критических масс и разгерметизацией защитных контейнеров и оболочек. При этом может возникнуть выход веществ в окружающую среду, переоблучение персонала и населения.[127]

2.4.1 Система контроля над ядерно- и радиационно-опасными объектами

Контроль за соблюдением безопасности при эксплуатации атомных подводных лодок осуществляется управлениями и инспекциями ВМФ и Министерства обороны. Гражданские надзорные органы доступа на объекты ВМФ не имеют.
Основные положения по безопасности (ОПБ-75) служили руководством для трех различных ведомств, осуществляющих надзор над гражданскими атомными установками. Госатомнадзор был призван контролировать соблюдение правил безопасности, принципов эксплуатации и строительства атомных установок, соответствие стандартам безопасности используемого оборудования и систем. Комитет по использованию атомной энергии следил за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности. Специальный отдел Министерства здравоохранения вырабатывал правила радиационной гигиены и осуществлял надзор за соблюдением этих правил. Все ведомства подчинялись Совету Министров СССР. Главной задачей Комитета по использованию атомной энергии являлось продвижение развития атомной энергии. В 90-х г.г. статус Госатомнадзора был изменен. Он стал федеральной структурой, подчиненной Президенту РФ и наделенной функциями осуществления контроля над объектами Министерства обороны.
В 1995 г. Президент РФ своим распоряжением отстранил Госатомнадзор от контроля над ядерно- и радиационно-опасными объектами оборонного назначения. Министерство обороны РФ, в эксплуатации которого в середине 80-х г.г. находилось до 200 ядерных энергетических установок, не контролировалось выше упомянутыми министерствами и ведомствами. В 1971 г. в Министерстве обороны была организована инспекция по контролю над ядерно- и радиационно-опасными объектами. Инспекция подчинялась Главнокомандующему ВМФ. После аварии на Чернобыльской АЭС произошла переоценка правил ядерной и радиационной безопасности. Однако объекты Министерства обороны остались закрытыми как для гражданских органов контроля, так и для экспертов МАГАТЭ. Контроль за соблюдением этих правил остался
за инспекцией Министерства обороны.
Инспекции Министерства обороны осуществляют контроль на всех стадиях создания и эксплуатации АПЛ, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. В 80-х г.г. были разработаны новые требования безопасности АПЛ - ПБЯ-13.08-88. При проектировании новых кораблей конструкторские бюро были обязаны следовать именно этим правилам. Доведение уровня безопасности ядерных установок до требований новых
документов было закреплено распоряжением No.332. Распоряжение касалось атомных подводных лодок третьего и четвертого поколения, находящегося тогда в стадии проектирования.[128]

Ссылки


[1] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г. и Jane's Fighting Ships, vol.98, 1995-96.
[2] Министерство обороны Украины, 1995 г.
[3] "Независимая газета", 25.10.94.
[4] См. раздел "Классификация АПЛ и надводных судов с ЯЭУ".
[5] По данным справочника Jane's Fighting Ships 1995-96 г., в боевом составе Тихоокеанского флота находится 49 атомных подводных лодок. Фактически количество действующих АПЛ на ТОФе не превышает 25-30 единиц. Источник: "Проблемы Тихоокеанского флота: радиоактивные отходы, утилизация АПЛ, безопасность ядерного топлива", стр.35, Д.Хэндлер, Greenpeace, 27 октября, 1994 г.
[6] Bukharin, O. and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommissioning, 1995.
[7] См. выше.
[8] "Известия", 13.07.93.
[9] Lee, R. Active Naval Shipyards, Internet, last update 24. October, 1995.
[10] Bukharin, O. and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommissioning, 1995.
[11] См выше.
[12] Мормуль Н.Г., 1995 г.
[13] "Известия", 13.07.93.
[14] Постановление no.570-2011, 21 декабря 1952 г., подписанное И.В.Сталиным. Ссылка на "Атомную подводную эпопею", Мормуль Н., Осипенко Л., Жильцов Л., М., 1994 г.
[15] "Атомная подводная эпопея", Мормуль Н., Жильцов Л., Осипенко Л., М., 1994 г.
[16] См. выше.
[17] "Морской сборник", No.1, 1995 г.
[18] Мормуль Н.Г., 1995 г.
[19] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г.
[20] "Красная звезда", 28.01.95.
[21] "Северный рабочий", 27.01.94.
[22] "Красная звезда", 28.01.95.
[23] "Независимая газета", 25.10.94.
[24] "Красная звезда", 29.04.95.
[25] "Красная звезда", 28.01.95.
[26] Согласно договору СНВ-2 (с вырезанием ракетного отсека).
[27] "Красная звезда", 28.01.95.
[28] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г.
[29] "Красная звезда", 29.04.95.
[30] "На страже Заполярья", 22.04.95.
[31] Worldwide submarine prolifiration in the coming decade, vol.3, May, 1995.
[32] "Морской сборник", No.7, 1995 г.
[33] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г.
[34] Jane's Defence Weekly, No.11, 16. September, 1995.
[35] Worldwide submarine prolifiration in the coming decade, vol.3, May, 1995.
[36] Jane's Defence Weekly, 4. November, 1995.
[37] Jane's Defence Weekly, No.11, 16. September, 1995.
[38] Lee, R., State of the Russian Navy data page, latest update January 9, 1996.
[39] См. выше.
[40] Jane's Fighting Ships, vol.98, 1995-96.
[41] Jane's Defence Weekly, No.9, February 28. 1996.
[42] "Северный рабочий", 3.03.94.
[43] См. выше.
[44] Яблоков А.В., "Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию Российской Федерации", М., 1993 г.
[45] Каждая система этого проекта имела тройное резервирование. Мормуль Н.Г., 1995 г.
[46] "Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории", В.Буров, С.-П., 1995 г.
[47] См. выше.
[48] Jane's Defence Weekly, 4 November, 1995.
[49] См. раздел "ПЛ с атомными энергетическими установками с ЖМТ".
[50] См. раздел "Экспериментальные АПЛ".
[51] "Атомная подводная эпопея", Мормуль Н., Жильцов Л., Осипенко Л., М., 1994 г.
[52] "Красная звезда", 27.05.95.
[53] Мормуль Н.Г., 1995 г.
[54] "На страже Заполярья", 22.04.95.
[55] "Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории", В.Буров, С.-П., 1995 г.
[56] "Морской сборник", No.4, 1994 г.
[57] "На страже Заполярья", 22.04.95.
[58] "Морской сборник", No.4, 1995 г.
[59] Jane's Fighting Ships, vol.98, 1995-96.
[60] Министерство обороны Украины, 1995 г.
[61] Jane's Fighting Ships, vol.98, 1995-96.
[62] The Norwegian periodical Vart Vern, No.3, 1993.
[63] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г.
[64] См. выше.
[65] "Красная звезда", 13.10.95.
[66] "Проблемы Тихоокеанского флота: радиоактивные отходы, утилизация АПЛ, безопасность ядерного топлива", стр.35, Д.Хэндлер, Greenpeace, 27.10.94 и "Морской сборник", No.6, 1993 г.
[67] "Морской сборник", No.1, 1991 г.
[68] Nuclear waste in the Arctic. An analysis of Arctic and other regional impacts from Soviet nuclear contamination. Office of Technology Assesment. 1995.
[69] "Морской сборник", No.1, 1995 г.
[70] См. выше.
[71] "Атомная энергия", т.73, вып.4, 1992 г.
[72] См. выше.
[73] "Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях", "Беллуна", версия 1, 1994 г.
[74] "Методы оценки и обеспечения безопасности ЯЭУ", А.М.Бахметьев, 1992 г.
[75] "Судостроение", No.11-12, 1992 г.
[76] "Судовые ядерные реакторы", В.С.Алешин.
[77] "Атомная энергия", т.74, вып.4, 1993 г.
[78] Однако необходимо отметить, что атомные установки первого и последующих поколений подводных лодок имеют свойства, которые не позволят иметь возможность организовать ядерную катастрофу на подобие Чернобыльской.
[79] "Независимая газета", 22.04.95.
[80] "Красная звезда", 13.07.95.
[81] "Атомная энергия", т.76, вып.2, 1994 г.
[82] "Морской сборник", No.6, 1993 г.
[83] "Красная звезда", 28.01.95 и 29.04.95.
[84] "Атомная энергия", т.76, вып.2, 1994 г. и вып.4, 1994 г
[85] "Атомная энергия", т.74, вып.4, 1993 г.
[86] "Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях", "Беллуна", версия 1, 1994 г. и "Атомная подводная эпопея", М., 1994 г.
[87] "Атомная энергия", т.74, вып.4, 1993 г. "Надежность ЯЭУ", А.И.Клемин. "Физические основы эксплуатации ядерной паропроизводящей установки", А.А.Саркисов.
[88] "Атомная энергия", т.76, вып.4, 1994 г.
[89] "Атомная энергия", т.74, вып.4, 1993 г. и т.77, вып.6, 1994 г.
[90] См. выше.
[91] Трубы малой длины.
[92] "Атомная энергия", т.74, вып.4, 1993 г. "Надежность ЯЭУ", А.И.Клемин.
[93] Jane's Fighting Ships, vol.98, 1995-96.
[94] "Атомная энергия", т.74, вып.4, 1993 г. "Правила ядерной безопасности судовых ЯЭУ", ПБЯ 08-88. вернуться к тексту [95] Vart Vern, No.1, 1993.
[96] Проблемы утилизации атомных подводных лодок и защиты окружающей среды в северном регионе, научно-практическая конференция, тезисы докладов и выступлений, стр.29-30, г.Северодвинск, 15-16 марта, 1995 г.
[97] "Атомная энергия", т.73, вып.1, 1992 г. и т.76, вып.2, 1994 г. в
[98] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г.
[99] "Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории", В.Буров, С.-П., 1995 г. вернуться к тексту [100] См. выше.
[101] "Атомная энергия", т.73, вып.1, 1992 г. и т.76, вып.2, 1994 г.
[102] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г.
[103] "Судостроение" No.9, 1990 г. и No.1, 1991 г. в
[104] "Проблемы Тихоокеанского флота: радиоактивные отходы, утилизация АПЛ, безопасность ядерного топлива", Д.Хэндлер, Greenpeace, 27.10.94.
[105] См. выше.
[106] "Красная звезда", 13.10.95.
[107] Bukharin, O., and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommission, 1995.
[108] "Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях", "Беллуна", версия 1, 1994 г.
[109] Bukharin, O., and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommission, 1995.
[110] "Moscow News", No.48, 8-14 декабря, 1995 г.
[111] См. выше.
[112] Bukharin, O., and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommission, 1995.
[113] См. выше.
[114] Яблоков А.В., "Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию Российской Федерации", М., 1993 г.
[115] Информация для этой таблицы взята из Bukharin, O., and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommission, 1995., "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г. и Nuclear waste in the Arctic. An analysis of Arctic and other regional impacts from Soviet nuclear contamination. Office of Technology Assesment. 1995.
[116] "Правила ядерной безопасности судовых ЯЭУ" ПБЯ 08-88. ОПБ-88.
[117] См. выше.
[118] "Правила ядерной безопасности судовых ЯЭУ" ПБЯ 08-88. ОПБ-88. "Физические основы эксплуатации ядерных паропроизводящих установок", А.А.Саркисов.
[119] "Северный рабочий", 3.06.93.
[120] Справка от предприятий ГРЦАС, представленная Правительству РФ в 1993 г.
[121] См. выше.
[122] "Атомная энергия", т.76, вып.2, 1994 г.
[123] Пресс-конференция в г.Северодвинске, после выгрузки АПЛ заказа No.401, 24.03.95.
[124] Справка от предприятий ГРЦАС, представленная Правительству РФ в 1993 г.
[125] См. выше.
[126] См. выше.
[127] См. выше.
[128] Kvarner Moss Technology a.s., Disposal of Russian Nuclear Submarines, January 19, 1996.

 
 
         
 

Hosted by uCoz