Размагничивающее устройство АПЛ

I. Магнитное поле подводной лодки.
Причиной возникновения магнитного поля подводной лодки является действие магнитного поля Земли на корпус подводной лодки, выполненный из ферромагнитного материала.
Земля представляет собой шаровой магнит с полосами, расположенными в районе географических полюсов.


Характеристикой магнитного поля Земли в любой точке пространства является напряженность T. Измеряется она в эрстедах и изображается вектором, направленным по касательной к магнитной силовой линии, проходящей через эту точку. Для анализа магнитного поля Земли вектор Т раскладывают на две составляющие:
- вертикальную составляющую Z, направленную по линии радиуса земного шара ;
- горизонтальную составляющую Н, направленную по линии перпендикулярной земному радиусу.
Вертикальная составляющая Z , как видно из рисунка, максимальна в районах полюсов (660 мэ) и равна нулю в районе экватора. Условно считают, что в северном полушарии Z имеет положительное значение, а в южном - отрицательное.
Горизонтальная составляющая Н максимальна в районе экватора (410 мэ) и равна нулю в районах полюсов.
Линии одинаковых значений составляющих магнитного поля Земли называются изодинами. Они указываются на специальных навигационных картах и в таблицах. При этом весь земной шар делится на так называемые широтные зоны, отдельные для вертикальной и горизонтальной составляющих. В пределах широтной зоны изменение напряженности составляющей магнитного поля Земли составляет 20мэ. Условно считается, что напряженность магнитного поля Земли в пределах одной широтной зоны постоянна и равна среднему значению. Для вертикальной составляющей таких зон 66, для горизонтальной - 21.
Ось магнитного поля Земли не совпадает с географической осью Земли. Угол между ними называют магнитным склонением a. Из-за неравномерностей магнитного поля Земли магнитное склонение в различных районах Земли может быть восточным или западным. Магнитный курс (МК) корабля отличается от географического курсе (ГК) нa величину магнитного склонения :
МК = ГК + a зап. или МК = ГК – a вост.
Корпус подводной лодки, технические средства, вооружение, построенные из ферромагнитных материалов, находясь в магнитном поле Земли, намагничиваются. Намагниченную подводную лодку можно представить как бы из трех магнитов, расположенных в трех взаимоперпендикулярных плоскостях:
1) вертикальной - вертикальное намагничение;
2) продольной - продольное намагничение;
3) поперечной - поперечное намагничение.
Вертикальное намагничение является результатом действия вертикальной составляющей магнитного поля Земли Z, которая «пронизывает» корабль снизу вверх в южном полушарии и сверху вниз в северном полушарии. Картина магнитного поля подводной лодки от вертикального намагничения представлена на рис


Продольное намагничение является результатом действия горизонтальной составляющей магнитного поля Земли Н вдоль корабля. Горизонтальная составляющая "пронизывает" корабль с кормы в нос на курсе "Север" и с носа в корму на курсе "Юг". Картина магнитного поля подводной лодки от продольного намагничения представлена на рис

Поперечное намагничение является результатом действия горизонтальной составляющей магнитного поля Ззмли Н поперек корабля. Горизонтальная составляющая "пронизывает" корабль с правого борта на левый борг на курсе "Восток" и с левого борта на правый борт на курсе "Запад".

Намагничение подводной лодки слагается из:
- постоянного намагничения;
- индуктивного намагничения.
Постоянный намагничением ПЛ называется такое намагничение, которое приобретается кораблем во время его постройки или длительной стоянки в одном месте и сохраняется неизменным длительное время. Корабль становится «постоянным магнитом».
Индуктивным намагничением ПЛ называется такое намагничение, которое приобретается кораблем в каждый данный момент времени в зависимости от величины и направления составляющих магнитного поля Земли. Это намагничение непрерывно изменяется с изменением магнитного поля Земли и исчезает, если магнитное поле Земли в точке нахождения корабля становится равным нулю.
Постоянное намагничение ПЛ измеряется и уничтожается на специальных стендах СБР, а составляющие индуктивного намагничения компенсируются с помощью стационарного корабельного размагничивающего устройства.
2. Назначение, состав и принцип действия размагничивающего устройства ПЛ.
На подводной лодке для защиты ее от неконтактного и индукционного минно-торпедного оружия, основанного на использовании магнитного поля, а также защиты от средств магнитометрического обнаружения установлено размагничивающее устройство РУ-С/45 М. Оно состоит из:
1) размагничивающих обмоток: ОШТ, КШ, КБ;
2) преобразователей типа АПП питания обмоток;
3) щита питания и управления обмоток ЩПУ;
4) универсального регулятора тока в обмотках УРТ-860М.

Схема размагничивающего  устройства АПЛ

Основная широтно-температурная обмотка (ОШТ) предназначена для компенсации вертикальной намагниченности ПЛ. Витки этой обмотки охватывают ПЛ в горизонтальной плоскости снаружи и внутри прочного корпуса. Питается обмотка от преобразователя АПП-12РТМ. Курсовая шпангоутная обмотка (КШ) предназначена для компенсации продольного намагничения ПЛ. Ее витки расположены в шпангоутных плоскостях снаружи прочного корпуса. Питается обмотка от преобразователя АПП-8РТ. Курсовая батоксовая обмотка (КБ) предназначена для компенсации поперечного намагничения ПЛ. Ее витки расположены в батоксовых плоскостях по правому и левому борту снаружи прочного корпуса, питается обмотка от преобразователя АПП-8РТ. Трассы обмоток показаны на рисунке.

Принцип размагничивания ПЛ состоит в следующем. По обмоткам РУ пропускается постоянный ток такого направления и такой величины, чтобы создаваемый им магнитный ток был равен и противоположно направлен соответствующей составляющей индуктивной намагниченности ПЛ (вертикальной, продольной, поперечной).
Так как вертикальная составляющая Z магнитного поля Земли, создающая вертикальную намагниченность ПЛ, в пределах одной широтной зоны постоянна, то при плавании ПЛ в пределах этой зоны ток в обмотке ОШТ поддерживается постоянным. При переходе ПЛ в другую широтную зону в обмотке 0ШT устанавливается новое значение тока. Значение его не зависит от курса ПЛ.
Оно имеет место при плавании ПЛ в районах магнитных полюсов. При плавании ПЛ в северных широтах направление тока в обмотке ОШТ должно быть, при плавании в южных широтах - отрицательным.
Продольная и поперечная намагниченность ПЛ зависят не только от величины горизонтальной составляющей H магнитного поля Земли, которая в пределах одной широтной зоны постоянна, но и от того, под каким углом эта составляющая "пронизывает" корабль.
При этом ток в обмотке КШ на курсах 0°- 90° и 270° - 360° должен быть положительным, а на курсах 90° - 270° - отрицательным. Ток в обмотке КБ должен быть положительным на курсах 0° - 180°, а отрицательным на курсах 180° - 360°.
При переходе ПЛ в другую широтную зону В обмотках КШ и КБ устанавливаются новые значения токов. Установка новых значений токов в обмотках РУ при переходах ПЛ в другие широтные зоны называется широтным регулированием. Регулирование токов в обмотках РУ производится е помощью универсального регулятора тока УРТ-860М, который обеспечивает:
1. Автоматическую стабилизацию тока в обмотке ОШТ.
2. Автоматическое изменение токов в обмотках КШ и КБ в зависимости от курса ПЛ по указанным выше законам.
3. Ручное широтное регулирование токов в обмотках ОШТ, КБ и КГ.
4. Резервное ручное управление токами в обмотках ОШТ, КШ и КБ в случае выхода из строя автоматического управления.
Для обеспечения автоматического регулирования токов в обмотках КШ и КБ в зависимости от курса ПЛ в УРТ-860M вводится географический (истинный) курс от гирокомпаса о помощью сельсинной передачи. В случае выхода из строя синхронной связи с гирокомпасом в регуляторе предусмотрена ручная установка требуемого истинного курса ПЛ.
Так как в УРТ-860М вводится истинный курс, а автоматическое регулирование токов в курсовых обмотках происходит в зависимости от магнитного курса, то в регуляторе предусмотрено ручное введение поправки на магнитное склонение.
Принцип регулирования токов в обмотках РУ состоит в следующем. Величина и направление тока в обмотке РУ определяется величиной и полярностью напряжения генератора соответствующего преобразователя, которое, в свою очередь, зависит от величины и направления тока в обмотке возбуждения ОВ генератора. Последняя является нагрузкой возбудителя, обмотки управления (ОУ) которого включены на выход регулятора УРТ-860М. При изменении тока в обмотках управления происходит изменение напряжения на выходе возбудителя и, как следствие, изменение тока в обмотке возбуждения генератора. В результате происходит изменение напряжения на зажимах генератора, что вызывает изменение тока в обмотке РУ. Сигнал, пропорциональный фактическому значению тока в обмотке, снимается с шунта Ш и подается в регулятор, где сравнивается с заданным.
Фактические значения токов в обмотках РУ контролируются по амперметрам, установленным в щите ЩПУ и в штурманской рубке. Для компенсации девиации (погрешности) магнитного компаса, возникающей под влиянием магнитных полей, создаваемых обмотками РУ, в станцию питания магнитного компаса подаются сигналы, пропорциональные фактическим значениям токов в обмотках РУ.

УРТ-860М

 

  
         
 

Hosted by uCoz